Словом Господь установил три мира. Сотворённые из Слова, изучаются Веды. Из Слова пришли Шастры, Смрити и Пураны. Из Слова пришёл звуковой поток Наад, речи и разъяснения. Из Слова приходит путь освобождения от страха и сомнений. Из Слова приходят религиозные ритуалы, карма, святость и Дхарма. В видимой вселенной, Слово явственно. О, Нанак, Высший Господь Бог остаётся независимым и нетронутым.
(Гуру Грантх Сахиб)
Мелодия арфы Господа
Гуру Грантх в словах Кабира даёт очень красивое представление Божественного Звука. Послушаем…
Слушай, о учёный, изучающий религии: лишь Один Господь Удивителен; никто не может описать Его. Он обворожил ангелов, небесных певцов и божественных музыкантов; Он нанизал три мира на Свою Нить. Вибрирует непроизносимая Мелодия великолепной Арфы Господа; под Взглядом Его Милости мы с любовью настроены на Звуковой поток Наад. Десятые Врата моей коронной чакры – это очищенный огонь, а каналы Ида и Пингала – это трубы для наполнения и опустошения золотой кадки. Тонкой струйкой течёт в эту кадку нежный поток тончайшей и чистейшей сути всей сути. (СГГС, стр. 92)
Гуру Грантх не даёт объяснений о происхождении мира, это поэма-воспевание Бога, но почти на каждой его странице можно найти упоминание Наад, звукового потока, пронизывающего всё сущее. А само Писание начинается словами Эк Онг Кар Сат Нам – Один Творец, Истина – Его Имя. Имя – это Слово. Мы все знаем, что В начале было Слово.
О вибрациях, рождаемых словом, Йоги Бхаджан говорил так: «О человеке можно судить по его вибрациям – каким языком он говорит, и как он общается с другими людьми. Вы можете понять человека по тому, как он произнесёт одно единственное предложение. Вы можете узнать, насколько божественен этот человек. Если он говорит на языке вселенной, то он живёт во вселенском сознании».
Почему так велика сила слова, сила звука? Обратимся к объяснениям преданных вайшнавов, в частности к словам Бхакти Вигьяна Госвами и Ангира Муни даса.
Веды рассказывают, что вначале всё существует на тонком плане: прежде чем появляется объект в грубой, физической, форме — появляется звук.
В «Веданта-сутре» и «Риг-Веде» описано, как Господь Брахма творит этот мир. Каждое утро он просыпается, не помня: кто он, где он? Вспоминая, он начинает глубоко думать над каждым словом. Когда он так медитирует, появляется предмет. В «Риг-Веде» описано, как Брахма создал человека. Слово, над которым думал Брахма, — ашриграм. Этот звук прозвучал в уме Брахмы, — и появился человек. Ашриграм значит «кровяной», (у человека очень много крови, стоит ткнуть в любое место — сразу начинает течь кровь). Так, все грубые формы произошли из тонких вибраций, которые возникли в уме Брахмы.
Итак, Брахма, первое живое существо Вселенной, выполняющее роль творца, вначале просто медитирует. То есть вначале каждый предмет Вселенной возникает в форме образа, мысли творца, затем произносится звук, и из звука возникает объект.
Примерно то же самое описание процесса творения мы находим и в «Библии»: сначала Бог сказал: «Да будет Свет». И стал Свет. Бог говорит — и всё возникает.
Так творятся планеты, так творятся разные формы жизни, так творится всё, что мы видим. Современная наука считает, что всё идёт от грубого к тонкому: вначале существуют объекты материальной природы, из материальной неживой природы возникает живая материя, живая материя начинает мыслить и потом появляется слово, появляется звук. Ведическое представление прямо противоположно: всё происходит не от грубого к тонкому, а от тонкого к более грубому. И это более естественно, даже согласно нашему опыту. Любой предмет, которым мы пользуемся, возникает тогда, когда есть мысль, лежащая в основе этого предмета, и есть личность, которая порождает эту мысль. В связи с этим, Веды говорят, что всё, что мы видим, есть уплотнённая форма звука.
Иначе говоря, звук нисходит с тонкого уровня, расширяется и приобретает материальные формы. Желания материализуются. Всё, что мы видим в мире — это творение слов. Однажды Шрила Прабхупада вместе с учениками проходил мимо небоскрёба. Он спросил: «С чего начался этот небоскрёб?» Ученики стали говорить: «С кирпича, с бетона, со строительной компании». «Нет, — сказал Шрила Прабхупада, — он начался со слова. С того, что люди стали говорить о нём».
Всё, что мы делаем, начинается со слова — со звука. Душа желает, и желание возбуждает интеллект. Так в нашем разуме возникает образ: «Я хочу это…» Затем в уме возникает план, как это желание реализовать. Образ обрастает деталями, становится более зримым. В конце концов, мы начинаем говорить. В речи заложена энергия действия, она способна производить изменения в этом мире на грубом уровне. В этом механизме заложен секрет освобождения.
Звук является тем, что способствует и деградации, и подъёму. Когда мы общаемся друг с другом, мы обмениваемся желаниями. Вот почему так нежелательно неблагоприятное общение: через него низкие желания входят в наше сердце, — хотим мы этого или нет. Если мы слышим какие-то грязные вещи, если мы слышим что-то, что увеличивает наши материальные желания, вожделение, гордость, — то это порабощает нас, понижает наше сознание. Кстати, с точки зрения Вед, русский мат — это тоже мантры, но это разрушающие, чёрные мантры. Они разрушают наши чакры, разрушают психику человека. Когда же мы слушаем духовные вибрации (чтение священных писаний, пение святых гимнов), — возникают духовные желания. Таким образом, грубый звук оскверняет, привнося в сердце материальные желания, а духовный звук освобождает.
Всё в этом мире, в том числе и наше тело, — всего лишь звуковая вибрация. И после того, как возникли грубые формы, приходит изначальный трансцендентный звук в виде Святого Слова (вайшнавы скажут «Святое Имя Господа», сикхи назовут это «Наам, Имя Бога»), чтобы человек, повторяя его, мог получить освобождение и выйти из колеса перерождений.
Ещё о звуке…
Свежие комментарии